Стратегия показывает системный подход к публикациям. Благодаря планированию предприятие оптимизирует ресурсы и время
Что важно знать для одной ниши, окажется неважным для другой
С помощью «лестницы» маркетологу легче понять, какой контент-план формировать, чтобы он соответствовал потребностям ЦА на каждом этапе
Обязательно указывайте сроки сдачи, даты публикации. Закладывайте время с запасом на случай непредвиденных обстоятельств
Как работать с контент-маркетингом
Недостаточно выложить несколько постов и ждать результата или реакции подписчиков. Это полноценная, объемная и главное — долгосрочная работа, как при запуске рекламных кампаний. Она включает план действий по созданию и дистрибуции материалов, направленный на привлечение, вовлечение и удержание ЦА. Предстоит пройти 6 этапов.
Работу, касающуюся анализа информации, отбора форматов и площадок, можно
доверить маркетинговому агентству. Команда специалистов начинает с нуля: изучает нишу и ваше предприятие, что вы предлагаете, кто потребители и что они любят. Агентство упаковывает информацию в единую стратегию, реализацию которой вы можете доверить ему или заняться ее внедрением самостоятельно.
При построении контент-кампании учитывается бюджет. С небольшими ресурсами лучше работать с теплой и горячей ЦА, близкой к покупке — организация получает быстрый результат с минимальными усилиями. Холодную придется дольше завлекать: нужно смотреть на косвенные запросы и ждать, пока подписчики прогреются до приобретения продукции. Но работа с людьми на нижних ступенях лестницы Ханта расширит лояльную аудиторию.
Если бизнес взаимодействует с противоположными сегментами — студентами и преподавателями, новичками и опытными специалистами, — то можно создать рубрики для каждой группы или запустить отдельные страницы в соцсетях. Существует третий вариант — сосредоточиться на конкретном сегменте. В исключительных случаях медиа предназначены для разных подписчиков, как журнал «Т–Ж».
Контентную стратегию интегрируют в комплексную. Цели ставят на полгода-год, в редких случаях — на короткий срок. Для одного предприятия в приоритете будет привлечение трафика на основную страницу, для другого — создание лояльного сообщества.
От поставленных задач зависит, как и куда встроить контент-кампанию в уже существующую маркетинговую воронку. Цели строят по системе SMART: их делают конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными по времени.
Примеры:
- увеличить количество лидов на 30%;
- повысить качество лидов на 50%, а конверсию в продажу на 20%;
- в течение 6 месяцев создать имидж фирмы, увеличив количество упоминаний в авторитетных изданиях на 20% за счет PR и контент-кампании.
Рассмотрим формирование контента по принципу Ханта на примере фитнес-приложения.
1. Нет потребности. Человек не осознанный — он не понимает, что у него есть проблема, и не планирует ее решать. Заметки на общие темы, вирусные видео и реальные примеры из практики помогут его просветить.
Пользователь не понимает, что требуется улучшить физическое здоровье. Он может наткнуться на видеоролик красивого тренера о том, как легко добиться такой же формы, или прочитать заметку о влиянии физических упражнений на работу мозга. Это привлечет его внимание к идее применения фитнес-приложения.
2. Осознание. Человек в курсе проблемы, ищет выход, но не знает о возможных вариантах. Подходят информационные тексты, которые объясняют, какие есть пути решения. Компании лучше создавать полезные статьи, адаптированные под поисковые ключи.
Пользователь начинает осознавать: ему необходима физическая активность. Он ищет информацию, читает заметки, которые объясняют преимущества тренировочных программ с точки зрения его проблемы и как фитнес-приложение поможет.
3. Сравнение вариантов. Аудитория знает про существующие решения, но не выбрала конкретное. Ей помогут сравнительные лонгриды, обзоры, заметки с обоснованными сильными и слабыми сторонами продукции.
Пользователь знает о фитнес-приложениях. Он может почитать лонгриды, где сравниваются приложения, описываются их функции и возможности. Ему поможет гайд о том, как выбрать лучшее приложение для своих желаний.
4. Выбор продукта. Потребители уже заинтересованы товаром или услугой, но не выбрали определенного продавца. Им предлагают подробные кейсы, отзывы, обзоры, презентации об успехах предприятия.
Аудитория заинтересована в конкретном фитнес-приложении, но не приняла окончательное решение. Фирме стоит показать отзывы и продемонстрировать функционал приложения.
5. Покупка. На последнем этапе снимают последние сомнения. Можно упомянуть специальные предложения, консультации, отзывы довольных покупателей, предложить пробный доступ.
Пользователю полезно предложить протестировать бесплатную версию приложения или скидку на подписку.
Выделяют еще ступень, не входящую в классическую модель Ханта — повторную покупку. Подписчик продолжает заходить в блог, где читает советы экспертов, просматривает контентные рассылки и разборы ошибок, участвует в интерактивных опросах, играх, тестах. Эти действия подстегивают к повторным продажам.
Перед внедрением любой программы продвижения нужно понимать собственные достоинства и ограничения и представлять, кто захочет читать материалы. Пригодятся сведения о состоянии рынка, а изучение конкурентов поможет выявить, что работает, какие темы вызывают больший интерес.
Необходимо четко определить будущих покупателей: чем они занимаются, где живут. Их пол, возраст, увлечения, уровень достатка, проблемы. На каких платформах любят сидеть, что там читают и смотрят.
Рассмотрим описание ЦА для двух компаний, которые оказывают услуги одним и тем же людям. Но их потребности и интересы отличаются. Различие в характеристиках влияет на подходы к контент-маркетингу и позиционированию организаций.
Поставить цели
Контентная воронка продаж — серия публикаций, которые помогают клиенту пройти путь от первого касания с брендом до совершения покупки. Затронем один из подходов — «лестницу узнавания» Бена Ханта, состоящую из пяти уровней. В качества примера возьмем фитнес-приложение и посмотрим, как последовательно формируется потребность у людей.
Провести исследования ЦА, рынка и бизнеса
Завести канал в VK или Одноклассниках проще и быстрее, чем организовать полноценное бренд-медиа с собственной страницей в сети и продуманным дизайном. Предстоит взаимодействовать с дизайнерами и разработчиками, обсуждать совместно идеи, чтобы прийти к единому видению.
Объем контента будет увеличиваться: работу можно делегировать агентству на аутсорс, собрать собственную редакцию или нанять внештатных специалистов. С маленьким блогом справятся 1-2 копирайтера, редактор и SEO-оптимизатор.
Спланировать воронку контента
Перед созданием контент-плана определяются с форматами и платформами. Статьи и посты должны нести пользу, их формируют на основе поставленных целей. Имея наглядную схему работы на ближайшее время, вы избежите размышлений о том, что писать на следующей неделе.
Учитывайте интересы аудитории, меняйте форматы и создавайте тематические рубрики — это не даст публике заскучать. При составлении тем помните про тренды в сфере, ключевые события, свежие кейсы. Стиль написания варьируется — от формального до шутливого.
Подготовить ресурсы
Напомним, что инструменты маркетинга связаны. Из групп в соцсетях и Телеграме пользователей ведут на сайты и предлагают оформить подписку.
Особенность
контент-маркетинга — ожидание результатов минимум через 5–6 месяцев, обычно ориентируются на полгода-год. Эффективность работы оценивают по KPI — ключевым показателям. Их выбирают на этапе формирования целей продвижения. Для оценки подключают «Яндекс Метрику» и Google Analytics, а если задействованы разные каналы — сервисы сквозной аналитики. Последние помогают объединить данные всех инструментов и продемонстрировать путь клиента. В отслеживании трафика помогают UTM-метки, вшиваемые в ссылки.
Метрики для анализа результатов бывают коммерческими и некоммерческими.Коммерческие:- Стоимость заявки — получают после деления бюджета под контент на количество заказов.
- Конверсия — число подписчиков, выполнивших целевое действие (зарегистрировались, оформили заказ).
- Стоимость привлечения клиента — рассчитывают делением расходов на количество покупателей.
Для получения точных данных надо учитывать читателей, которые пришли в блог напрямую и затем купили продукт, и тех, кто кликнул на ссылки из других каналов.
Некоммерческие:- Узнаваемость — сколько раз бренд упоминали в СМИ или насколько увеличилось число поисковых запросов, связанных с названием блога/бренда.
- Вовлеченность — сколько раз читатели комментировали, репостили, лайкали.
- Качество контента — время просмотра страницы, количество дочтений, переходы между материалами внутри блога.
- Охват — число уникальных просмотров. Засчитывается первый просмотр, даже если человек многократно возвращался к лонгриду.
- Трафик — количество посетителей блога.
Контент-стратегия должна быть гибкой. Форматы, метрики, места размещений и общий план могут меняться.
Пример. У фирмы, продающей онлайн-курсы, изначально основной метрикой была конверсия — сколько пользователей записываются на курсы после посещения сайта. Команда заметила: при высоком трафике число регистраций не растет. Анализ показал, что люди заходят на сайт, но не находят достаточной ценности в предложении. Компания решила изменить подход и стала предлагать скачать бесплатный полезный лонгрид.
Через несколько месяцев стало понятно, что качество лонгрида увеличивает количество регистраций. Пользователи начинают доверять ресурсу и понимают, какую ценность они получат от платного курса. Первоначальный план пересмотрели, и с акцентом на бесплатный лонгрид команда смогла повысить количество записей на курсы, хотя общий трафик лендинга снизился. Выбранное решение помогло достичь основной цели — нарастить число учеников.
Составить контент-план
Запустить стратегию и проанализировать результаты