Чтобы каждый этап воронки был успешным, уделите внимание работе над узнаваемостью и формированием спроса. Подход, учитывающий их, называется брендформанс — это сочетание брендинга и перфоманс-инструментов. С помощью контент-маркетинга, медийной и контекстной рекламы вы можете улучшить имидж компании, повысить интерес аудитории к продукту и ее знание о нем.
Чтобы больше узнать о брендформанс, читайте статью
«Что такое brandformance-маркетинг: примеры и инструменты для его эффективного использования».
3. Проанализируйте конкурентов
Определите, какие компании являются вашими прямыми конкурентами. Изучите их сильные и слабые стороны, опишите, как они продвигаются, какие каналы используют, а какие нет. Учитывайте чужой опыт, чтобы найти лучшие решения и заранее отказаться от неработающих методов.
Есть несколько видов трафика в интернете:
- условно-бесплатные — SEO и отзовики (например, IRecommend);
- платные — контекстная, таргетированная и медийная реклама, посевы, агрегаторы;
- email-рассылки;
- социальные сети.
Во всех источниках создается воронка: где к вам приходят лиды, там вы в дальнейшем с ними и взаимодействуете. Если вы, например, привлекаете клиента через ВКонтакте, то и взаимодействовать с ним желательно там же. Вы можете посмотреть, что происходит у успешных конкурентов, как у них распределены источники трафика, и сравнить со своими.
Воспользуйтесь таким понятием как «бенчмаркинг» — возьмите на вооружение эффективные стратегии и внедряйте в своей компании. Не стоит стесняться использовать такой инструмент на практике, ведь он помогает определить и улучшить эффективность работы вашего бизнеса.
Используя подходящие вам источники трафика, сформируйте медиаплан на ближайшие 6-12 месяцев. Горизонт планирования будет зависеть от узнаваемости вашего бренда и стадии жизненного цикла продукта или компании.
4. Создайте карту источников
6. Разработайте digital-стратегию
На данном этапе нужно объединить всю проделанную работу и выводы по ней в
стратегию — документ маркетолога, который будет управлять маркетингом и закупкой трафика. В нее следует включить следующие пункты:
- Утвержденные цели и задачи маркетинга.
- Аватары целевой аудитории, чтобы понимать, кому вы предлагаете свой продукт.
- Список конкурентов и выводы по их анализу.
- Медиаплан, бюджет проекта, контент-план.
- Схему воронки продаж, ссылки на целевые страницы, описание их содержимого и установленные там пиксели.
Также необходимо создать паспорт проекта, в который попадет следующая информация:
- Все доступы к рекламным аккаунтам, кабинетам, CRM-системам, счетчикам аналитики.
- Tone of voice — свод правил по коммуникации с клиентами.
- События по пикселям и аналитическим данным — следите за единообразием названий меток.
- Структура рекламных кампаний.
- Проверка правильности установки пикселей на всех страницах – собирают ли они данные.
- Тексты для рекламных объявлений.
- Тексты объявлений для ретаргетинга.
- Ежедневный отчет по лидам и продажам.
Пропишите также важные для сбора и анализа сегменты аудитории. Например:
- посещали сайт за последние 7 дней;
- заходили на сайт в течение 30 дней;
- проводили более 60 секунд на сайте за 7 дней;
- проводили более 60 секунд на сайте за 30 дней;
- заходили в определенные категории;
- оставляли заявки;
- совершали покупки;
- совершали покупки с высоким чеком.
Так, базовые знания о компании и ее клиентах, план действий и все инструменты будет легко найти. Актуализация данных происходит в одном документе, в компании не появляются бесконечные копии, а сотрудникам не приходится постоянно искать последнюю версию.
Вам необходимо собрать и объединить всю информацию из CRM, рекламных кабинетов, данные по звонкам, заявкам, сделкам, расходам в рамках одного счетчика. Это создаст наглядную картину того, сколько вы продаете, во сколько обходится привлечение клиента, какие метрики соблюдаются. Подключение системы сквозной аналитики и коллтрекинга является обязательным инструментом построения системного маркетинга.
Ваша аналитика должна включать три категории метрик:
- Охват аудитории — считаете цену за тысячу показов, CTR (кликабельность), цену клика. Цена за тысячу показов считается для определения эффективности медийных рекламных кампаний. Это позволяет сравнить рекламные каналы и выбрать наиболее выгодный вариант размещения рекламы.
- Количество конверсий — коэффициент конверсий, число и стоимость лида, чтобы понимать эффективность маркетинговых усилий и оценивать результаты рекламных кампаний.
- Количество продаж — коэффициент конверсии в продажу, цену и число продаж, чтобы определить эффективность работы отдела продаж и маркетинга.
7. Настройте сквозную аналитику
8. Квалифицируйте лиды
Задача маркетолога в компании — выполнить план по привлечению квалифицированных лидов. Перед началом сотрудничества важно определить, какой результат ожидается от маркетинговых усилий – обозначьте для него ЦКП (ценностный конечный продукт), к которому он должен привести клиента.
Маркетолог должен привлечь лид:
- Заинтересованный в продукте и намеревающийся его купить.
- Имеющий возможность его приобрести.
- Готовый совершить покупку в нужное вам время.
Рекомендуем максимально четко продумать и прописать, какие лиды вам нужны, и обозначить, что для вас является квалифицированным лидом.
В крупных корпорациях отдел маркетинга обычно состоит из 10+ должностей. На начальном этапе вам хватит и одного-двух сотрудников. Первый займется подбором агентств, согласует медиаплан, будет отвечать за распределение бюджета. Второй займется аналитикой и будет контролировать выполнение KPI.
9. Определите структуру отдела маркетинга
5. Соберите воронку
Рассмотрим базовую воронку продаж:
Опытные маркетологи считают, что на каждом этапе клиент делает маленькие шаги на пути к покупке. Соответственно, и расчет конверсии следует проводить на основе этих шагов — микроконверсий и макроконверсий.
К примеру, у вас есть лендинг — посадочная страница. Постройте по ней путь клиента:
Целевая страница → Микроконверсия → Оформление заявки → Связь с отделом продаж → Квалификация лида → Оформление заказаТаким образом, воронка будет такой:
- Осведомленность — пользователь впервые соприкоснулся с брендом и попал на сайт, совершил ценные микроконверсии. Например, был на сайте более 60 секунд, просмотрел более 3 страниц, скачал лид-магнит.
- Интерес — потенциальный покупатель вернулся на сайт и оставил заявку (лид).
- Желание покупки — квалифицированный лид проявляет интерес к приобретению продукта, ведет переговоры с отделом продаж и рассматривает различные предложения.
- Покупка — клиент совершает покупку продукта.
- Лояльность — клиент повторно приобретает товар или рекомендует вас.
И на основании этой воронки и действий клиента на каждом из этапов зафиксируйте KPI маркетолога. Контроль индивидуального показателя KPI на каждом шаге воронки повышает прозрачность работы отдела маркетинга и влияния каждого из инструментов на общий результат.
Конечно, воронка может отличаться от стандартной. Можно подключить к ней несколько действий, разбитых на маленькие шаги. В этом случае она точно подсветит проблему, если таковая имеется, при анализе конверсии сайта.
В CJM прописано не просто движение пользователя по воронке, но и инструменты, которые использует маркетолог, KPI, на которые он ориентируется
Чем подробнее вы изучите продукты и стратегию каждого конкурента, тем проще вам будет составить маркетинговую стратегию для своей компании
Ваши клиенты движутся по воронке сверху вниз от стадии неосведомленности о своей проблеме и бренде до готовности рекомендовать вашу компанию
В зоне ответственности маркетолога должны находиться только квалифицированные лиды
Составление портрета потенциальных клиентов поможет лучше понять, в чем нуждается ЦА, чем она интересуется и что предпочитает. Что еще важно сделать:
- выделить критерии выбора товара или услуги для определенного сегмента потребителей;
- создать продукт, наиболее соответствующий желаниям аудитории;
- определить набор инструментов, сообщений, наиболее эффективных для разных сегментов;
- выделить каналы для распространения информации о продуктах и услугах, чтобы привлечь покупателей.
На основе знаний о целевой аудитории и ее предпочтениях вы сформируете
«Путь клиента» — CJM. Это инструмент, показывающий, как клиент взаимодействует с брендом и какие проблемы он решает с помощью продукта — то есть, в чем состоит ценность продукта для этого клиента.
CJM визуализирует опыт клиента и показывает, в какой момент и почему пользователь не совершает целевого действия. То, что мешает человеку сделать покупку: ошибки, проблемы, сомнения и возражения. Это барьеры, которые можно исправить или преодолеть на каждом этапе пути клиента.
Как внедрить системный маркетинг
Построение новой системы состоит из девяти этапов:
- Постановка целей и задач.
- Формирование портрета ЦА и Customer Journey Map — карты пути клиента.
- Анализ конкурентов.
- Создание карты источников.
- Построение воронки привлечения клиентов и продаж.
- Разработка digital-стратегии.
- Настройка сквозной аналитики.
- Установка правил для определения качества лидов.
- Определение структуры отдела маркетинга.
Рассмотрим каждый этап подробнее. На этом этапе вы решаете, какие цели и задачи поставите перед маркетингом, обсуждаете план развития компании. Задача руководителя — объяснить маркетологу, какие результаты он должен получить, по каким целям системного маркетинга будет движение.
1. Определите задачи и цели системы маркетинга
2. Сформируйте портрет ЦА и Customer Journey Map — карту пути клиента