Все четыре гипотезы в результате кастдева подтвердились, мы дополнили каждую из них уточнениями. Выводы, к которым пришли:
- На начальном этапе нужно сконцентрироваться на продуктах для наиболее массовой ЦА — это HR-менеджеры и предприниматели.
- Для HR-менеджеров стоит создать курсы с «узкими» тематиками для прокачки одного навыка с продолжительностью обучения не более двух месяцев.
- Для предпринимателей создать большой курс, посвященной системе управления персоналом, но продолжительностью не более трех месяцев.
- Через 1-1,5 года возможно создание флагманского курса, посвященного системе управления персоналом для HR-менеджеров и HR-директоров.
Изначально клиент хотел создать два курса по системе управления для менеджеров и предпринимателей. В ходе исследования и опросов выяснилось, что для менеджеров полезнее будет создавать не единую программу, а курсы на разные тематики под их конкретные запросы. Для предпринимателей же актуален будет системный курс, как и предполагал клиент.
Завершаем первый шаг расчетом потенциальной выручки, вычисляем значения двумя способами: от данных по объему рынка «Сверху-вниз» и от количества потенциальных покупателей «Снизу-вверх».
«Сверху-вниз». Мы можем рассчитывать на то, что в ближайшие три года займем 0,5% рынка. Процент указываем не высокий, но реалистичный. Хотя сфера бизнес-образования в целом широкая, ниша HR в ней довольно узкая, рынок насыщен, есть сильные игроки. Объем рынка дополнительного профессионального образования составляет 16,3 млрд рублей, а доля интересующей нас ниши 56% — это 9,1 млрд рублей.
Исходя из данных исследования, можем сделать прогноз потенциальной выручки за год:
9,1 млрд*0,5%=45,5 млн рублей.
Потенциальная выручка в месяц: 3,8 млн рублей.
«Снизу-вверх». Нам известно количество HR-менеджеров в России — 361–505 тысяч человек. Согласно исследованиям 66% имеют опыт онлайн-образования, из них 84,6% планируют обучаться повторно. Таким образом, объем рынка составляет 5,6 млрд рублей.
Если считать, что в ближайшие 3 года мы займем 1% рынка (рассматриваем оптимистический вариант), то потенциальная выручка за год составит 55,6 млн рублей, а ежемесячная — 4,6 млн рублей.
Мы рекомендовали клиенту опираться на цифры, полученные при расчете «Сверху-вниз», так как исходные данные были более точными.
Дополнительно с помощью исследований мы определили географию для будущих рекламных кампаний и средний чек, на который можем рассчитывать в проекте.
Помимо открытых источников мы изучали спрос в HR-нише с помощью сервиса Wordstat. Сначала изучили широкий запрос по ключевым фразам, выделили наиболее емкие тематики с частотностью более 10 тысяч в месяц. На этом шаге мы убеждаемся, что интерес к сфере есть. Но по широким запросам нельзя судить о готовности пользователей обучаться, поэтому мы рассмотрели также ключевые фразы с формулировкой «Как…». Емкими здесь считаются запросы с частотностью выше 5 тысяч в месяц. Такую частотность мы не обнаружили, получается, что пользователи не формулируют свой запрос в контексте «Как…». Это не значит, что они не хотят обучаться — нам нужно проверить оставшиеся гипотезы и выявить запросы, с которыми сможем работать дальше. Следующая гипотеза — запрос «Школа, курс, обучение» с частотностью более 1 тысячи в месяц. Здесь мы определили, в каких тематиках из сферы HR пользователи ищут возможности для обучения.
Объем ниши «управление людьми» на момент изучения составлял 10 млрд рублей. В HR-сфере однозначно есть спрос.
При рассмотрении онлайн-образования мы отметили, что спрос растет: если в 2022 году спрос и расходы на него увеличились на 7%, то в 2023 прирост составил 11%. При этом наивысший средний чек зафиксирован в специализированных онлайн-школах.
На этом этапе мы выделили объем аудитории, обучающейся в нише «управление людьми» — то есть объем потенциальных покупателей для Ольги Ленской.
Перед тем как начинать что-либо планировать, нужно убедиться в том, что у проекта есть потенциал, понять, как уже развивается рынок онлайн-образование в HR-нише. Для этого мы провели кабинетное маркетинговое исследование, в котором оценили не просто динамику, но и финансовые возможности для клиента.
С исследованием онлайн-образования в HR-нише были небольшие сложности. Дело в том, что со стороны регулирующих органов к инфобизнесу появился заметный интерес, и компании, работающие в этой сфере, неохотно раскрывают данные. Мы собирали и консолидировали информацию по крупицам, чтобы сформировать ясную картину. В первую очередь рассмотрели тренды в HR-нише, кадровую ситуацию.
Изучение рынка
Анализ конкурентов
Для запуска нового продукта мы всегда
глубоко исследуем конкурентов по своей уникальной методике — увидите ее ниже. Нельзя просто взять и проанализировать трех конкурентов в нише, которые первыми попадаются на глаза. Наша картина рынка не всегда соответствует реальному положению дел. К тому же рынок инфобизнеса очень конкурентен и быстро меняется, поэтому на этапе разработки стратегии важно быть внимательными.
1. Выделили 20 компаний и изучили их по 21 параметруСначала мы сформировали список потенциальных конкурентов, которые работают в России и имеют высокий процент упоминания в рейтингах онлайн-школ для HR-менеджеров. Компании сравнивали по специализации, позиционированию, ЦА, наличию страниц в соцсетях и другим параметрам.
2. Отобрали 8 основных конкурентовНам было важно выделить компании, профиль которых совпадает с профилем клиента. Они должны активно продвигать похожий продукт и использовать современные воронки продаж. Сравнили их по 28 критериям выбора ЦА, выставив баллы за каждый, сформировали матрицу оценки, чтобы выделить ТОП-5 компаний.
Матрица оценки показывает, насколько каждая компания развита по определенному критерию. Выставленные баллы мы суммировали и получили ТОП-5 компаний
Эти выводы помогли лучше понять будущего покупателя, а также подтвердить наши гипотезы
Мы сформулировали рекомендации по выбору ниши, информацию о запросах клиент также сможет использовать при дальнейшей разработке программ обучения и формировании контента
Для года запуска онлайн-школы объем рынка можно рассматривать на 18% больше, так как независимо от политических событий спрос растет
Спрос на HR-специалистов растет, в компаниях не хватает квалифицированных специалистов, которые владеют инструментами автоматизации
431 200 человек — потенциальные покупатели обучения в проектируемой онлайн-школе
Анализ аудитории и формирование портрета ЦА
На этом этапе мы проверили востребованность продукта в том виде, в каком представляем его сейчас. У нас было несколько гипотез, которые нужно было подтвердить или опровергнуть:
- Основными продуктами должны стать курс для HR-специалистов и курс для предпринимателей.
- ЦА — не только специалисты и предприниматели, но и руководители подразделений.
- Сильнейшая боль для всех сегментов — подбор персонала, а не построение команды или ее мотивация.
- HR-аналитика и HR BP — потенциально перспективные направления для школы.
Мы провели кастдев, но так как исследование совпало с новогодними праздниками и выходными, получить желаемое число респондентов для очного интервью не удалось. Тем не менее мы провели три интервью и 58 онлайн-опросов.
Результатом анализа стало описание аватаров по категориям «HR-менеджеры», «HR-директора», «Руководители подразделений» и «Предприниматели». В каждом аватаре мы прописали:
- Цели обучения.
- Ключевые сферы в HR.
- Проблемы, с которыми они сталкиваются каждый день.
- Планы по развитию HR-функций.
- Как сейчас решают проблемы.
- Что хотели бы изучить.
- Ключевые «боли».
Этап 1. Разработка стратегии
В агентстве мы уделяем разработке стратегии максимум времени: так специалисты лучше погружаются в специфику сферы и дальнейшие технические настройки выполняют легко и быстро. В первый этап вошло:
- Изучение рынка, анализ аудитории и конкурентов.
- Формирование УТП, платформы бренда, создание концепции курса.
- Разработка стратегии продвижения и создание воронки.
- Создание финансового плана.